ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ ДЛЯ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ

Заказать сочинения, курсовые работы для Духовной Семинарии

+3 8073 307 54 90

Заказать

Заказать реферат, сочинение, курсовую работу для Духовной Семинарии и Академии

«Тринитарное cogito» и теория «умопостигаемой триады».

Когда, в ходе полемики со скептицизмом Новой Академии, отрицавшим саму возможность достоверного познания (nihil sciri posse), Августин искал способ доказать эту возможность, уже тогда он обратил внимание на первичную достоверность самосознания как на неопровержимый аргумент против всякого скептицизма (так называемый cogito-type argument), в котором многие видели предвосхищение декартовского cogito. Вот как Августин формулирует этот аргумент в своем зрелом трактате «О граде Божием»:

«Я не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны Академиков, которые могли бы сказать: “А что если ты ошибаешься?” Но если я ошибаюсь, я существую (si enim fallor, sum). Ибо кто не существует, тот, конечно, не может и ошибаться; следовательно, я существую, если ошибаюсь. Итак, поскольку я существую, если ошибаюсь, то каким же образом я ошибаюсь в том, что существую, если я несомненно существую, коль скоро ошибаюсь? Поскольку же я должен существовать, чтобы ошибаться, даже если бы и ошибался, то нет никакого сомнения, что я не ошибаюсь в том, что знаю о своем существовании. Из этого следует, что я не ошибаюсь и в том, что я знаю то, что я знаю».

Для нашей темы особенно важно, что с самого начала это августиновское cogito имело именно тринитарный характер, поскольку включало в себя не одно, а сразу три самодостоверных положения. В самом деле, в уже «Монологах» мы встречаем следующее рассуждение:

«(Разум): Ты, кто хочешь познать себя, знаешь ли, что ты существуешь (scis esse te)?
(Августин): Знаю...
(Разум): Итак, знаешь ли ты, что ты мыслишь (cogitare te scis)?
(Августин): Знаю.
(Разум): Следовательно, истинно, что ты мыслишь.
(Августин): Истинно.
(Разум): Итак, ты любишь жить (vivere igitur amas)?
(Августин): Согласен...

(Разум): Итак, ты любишь жить не ради самой жизни, но ради познания.
(Августин): Согласен с этим заключением.
(Разум): Поскольку ты считаешь, что никто не является несчастным благодаря познанию, из чего весьма вероятно [заключить], что мышление делает блаженным; но никто не блажен, если он не живет, и никто не живет, если он не существует. [Итак], ты хочешь существовать, жить и мыслить, но существовать, чтобы жить, а жить, чтобы мыслить. Следовательно, ты знаешь, что ты существуешь, знаешь, что ты живешь, и знаешь, что ты мыслишь» .

Таким образом, согласно Августину, первичная достоверность самосознания имеет тринитарную структуру (вслед за О. Дю Руа мы будем называть ее «тринитарным cogito»), поскольку необходимо предполагает, что тот, кто мыслит, не только существует, но и живет. Очевидно, в основе данного умозаключения лежит неоплатоническая теория «умопостигаемой триады» (бытие — жизнь — мышление), хорошо известная Августину из сочинений Плотина и Мария Викторина. Действительно, уже в ранних философских сочинениях Августин начинает использовать теорию «умопостигаемой триады» на психологическом уровне, для познания структуры человеческой души, в которой бытие, жизнь и мышление составляют три конститутивных момента или аспекта ее самосознания. Кроме того, Августин, подобно Викторину, использует восходящий к неоплатонизму метод религиозно-философского познания, в котором самопознание (или интроспекция) является путем к богопознанию, когда внутренняя жизнь Бога познается по аналогии с внутренней жизнью человеческой души (т.е. с помощью «психологической аналогии»).

Кроме того, с помощью теории «умопостигаемой триады» Августин выстраивает свое знаменитое доказательство бытия Бога, основанное на наличии в мире различных степеней совершенства творений: от творений, обладающих простым существованием, разум восходит к тем, что обладают жизнью и чувствами, от них — к разумным и мыслящим существам, выше которых должна существовать некая неизменная и вечная природа, которая представляет собой наивысшее совершенство, т.е. Бог. Более того, именно в наличии одновременно всех трех элементов «умопостигаемой триады» Августин видел превосходство человека над всеми остальными творениями и его подобие своему Творцу. Так, разбирая в своем раннем сочинении «О 83-х различных вопросах» вопрос о том, в каком смысле в Библии сказано, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1:26), Августин замечает:

«Вещи могут быть названы подобными Богу (similes Deo) во многих смыслах: одни — будучи сотворенными сообразно силе и премудрости, ведь и в Нем Самом пребывают несотворенные Сила и Премудрость (virtus et sapientia non facta); другие живут лишь потому, что Он в высшей степени и изначально живет (summe et primitus vivit); третьи существуют в силу того, что Он в высшей степени и изначально существует (summe et primitus est). Поэтому и то, что лишь существует, но не живет или не мыслит, является все же Его подобием, но не в совершенстве, а лишь отчасти, ведь и это есть нечто благое на своем месте, тогда как Он благ превыше всего того, что является благим от Него. А все, что живет, но не мыслит, немного больше причастно подобию. Ибо то, что живет, также и существует, однако не все, что существует также и живет. В свою очередь, то, что мыслит, уже настолько приближается к подобию Ему (illi similitudini proxima), что нет среди творения ничего более близкого (propinquius). В самом деле, то, что причастно мудрости — и живет и существует, а то, что живет — с необходимостью существует, но не обязательно мыслит. Поэтому, так как человек может быть причастен мудрости сообразно “внутреннему человеку” [т.е. душе], то сообразно ему он обладает образом [Божиим] так, что образуется [Богом] без посредства какой-либо природы (nulla natura interposita), и потому нет ничего более сопряженного с Богом (nihil sit Deo conjunctius). Ибо [человек] и мыслит, и живет, и существует; так что нет ничего лучше этого творения (et sapit enim et vivit et est, qua creatura nihil est melius)».

Итак, мы видим, что Августин постепенно перешел от использования «умопостигаемой триады» при описании внутренней структуры человеческого самосознания к описанию полноты Божественного Бытия, понимаемого в тринитарном смысле. Так, в трактате «Об истинной религии» Августин дает такое определение Бога:

«Бог есть неизменная природа, стоящая выше разумной души; и первая Жизнь (prima vita) и первое Бытие (prima essentia) находятся там же, где и первая Премудрость (prima sapientia)».

При этом Августин, в отличие от Викторина, никогда не утверждает explicite, что «умопостигаемая триада» соотносится с Лицами христианской Троицы или что она есть «образ Троицы» в человеческой душе. И если в некоторых местах, как в только что рассмотренных, мы может вывести такое заключение, то это будет зависеть от нашей интерпретации текстов Августина. Таким образом, следует признать, что хотя «умопостигаемая триада», появившись в ранних философских сочинениях Августина в качестве «тринитарного cogito», не исчезла и из его позднейшего учения о Боге, она не стала фундаментальной схемой его метафизики и тринитарной теологии.

Вероятно, это связано с тем, что эта первоначальная форма «тринитарного cogito» Августина: «я существую, я живу, я мыслю» (sum, vivo, intelligo), постепенно, к 400 г., трансформировалась в новую форму, впервые предложенную в 13-й книге «Исповеди»: «я существую, я мыслю, я хочу» (sum, nosco, volo), легшую в основу его «психологической тринитарной модели», анализу которой мы посвятим следующий параграф этой главы. Есть все основания полагать, что эта «психологическая триада» Августина является всего лишь модификацией «умопостигаемой триады», в которой термин «жизнь» был заменен на термин «воля» и изменен порядок второго и третьего термина. Действительно, как считает Оливье Дю Руа, «сogito, состоящее из бытия, знания и воли представляется простой переработкой cogito, состоящего из бытия, жизни и мышления».

Но как объяснить этот переход Августина от одной формы cogito к другой? Как предполагают некоторые исследователи, такой переход может быть связан с уточнением понятия «образа Божия» (imago Dei) в человеке: Августин постепенно стал отождествлять его не со всей душой (которая существует, живет и мыслит), как это было раньше, но ограничил его лишь высшей разумной частью души, т.е. мыслящим умом (mens rationalis, mens intellectualis), который помнит, мыслит и желает самого себя. Другое объяснение заключается в том, что новая форма «тринитарного cogito» (бытие — мышление — воля) в большей степени соответствовала представлениям Августина о «тринитарной онтологии» и теории «Божественной иллюминации». Кроме того, был выдвинут и филологический аргумент: по мнению Пьера Адо, в «умопостигаемой триаде» только последний глагол intellegere переходный, а глаголы esse и vivere — непереходные, в то время как в основной «психологической тринитарной модели» Августина (помнить — мыслить — хотеть) все глаголы — переходные, так что могут быть обращены друг на друга и указывать на взаимные отношения Лиц Троицы. Наконец, можно предположить, что таким образом Августин соединил свой интерес к аргументу от первичной достоверности самосознания, развитому им в полемике со скептиками, со своим стремлением доказать единство человеческой воли (voluntas) и человеческого духа (mens) против манихеев. Таковы предложенные учеными основные способы объяснения
трансформации изначальной формы «тринитарного cogito» (быть — жить — мыслить) в новую психологическую форму (быть — знать — хотеть), легшую в основу «психологической теории» Троицы, или «психологической тринитарной модели», которая предопределила дальнейшее развитие тринитарной доктрины Августина.

Все материалы в данном разделе не являются готовыми научными работами и носят сугубо ознакомительный характер для студентов Духовных Учебных Заведений. Если вы хотите получить готовую научную работу по богословию, тогда вам нужно заказать ее на моем сайте.
ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ ДЛЯ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ

Заказать сочинение для Духовной Академии и Семинарии

Сайт для заказов сочинений и курсовых работ для студентов Духовных Семинарий, Духовных Академий, Богословских Институтов, Богословских Университетов.

Пишу такие виды работ: контрольные, рефераты, эссе, сочинения, курсовые работы, доклады, проповеди, ответы на экзаменационные вопросы, научные записки. Мой опыт в написании научных работ по православному богословию, поможет вам, успешно пройти обучение в духовном учебном заведении.

Рейтинг 4.95 из 5, Отзывов 929, Голосов 929 - перейти

Контакты

+3 8073 307 54 90