ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ ДЛЯ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ

Заказать сочинения, курсовые работы для Духовной Семинарии

+3 8073 307 54 90

Заказать

Заказать реферат, сочинение, курсовую работу для Духовной Семинарии и Академии

Христианская оценка деонтологической модели биоэтики.

Введение

Одно из следствий биологической революции – возникновение врача-ученого. Нередко врач ведет себя как ученый-прикладник. Научная традиция заключается в том, что ученый должен быть «беспристрастным». Он должен опираться на факты, избегая всех ценностных суждений. Лишь после создания атомной бомбы и медицинских исследований нацистов мы осознали всю глупость и опасность такой позиции. Ученый не может быть свободным от ценностей. Врач в процессе принятия решения не может избежать суждений морального и иного ценностного характера. Такой образ действий был бы оскорбительным для него самого с моральной точки зрения. Он превратился бы в техника, в водопроводчика, который соединяет трубы и промывает засорившиеся системы, не мучаясь никакими вопросами.

Деонтологическая модель биоэтики.

Исторически в европейской культуре сформировалась тесная и прочная связь этики и медицины. Заданная христианством смыслообразующая цель человеческого существования в мире наполнялась конкретными ориентациями, ценностями, нормами морали и реализовывалась в конкретной практической деятельности милосердия и врачевания [1, 2].
Корень слова «медицина» (индоевропейское -med) означает «середина», «мера». Смысл этих слов связан с нахождением меры исцеления, и с «срединным» местом медицины между естествознанием и социально-гуманитарным знанием.
Современная медицина - это уникальная форма синтезирования достижений фундаментальных и прикладных отраслей естествознания. Но от «чистого» естествознания медицину отличает то, что она работает не с «веществом» или «информацией», а с человеком, знание о котором не ограничивается естествознанием, но предполагает нравственное измерение.
Нравственность - это код человеческих отношений. Латинское слово этика (ethice) означает учение о нравственности, систему непротиворечивых суждений об основаниях, смысле и назначении морали. Современные исследования свидетельствуют, что «индивиды и культуры не очень глубоко различаются в отношении того, что они считают конечными этическими ценностями». К непреходящим этическим ценностям относятся милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни. Именно эти ценности являются центральными и определяющими для профессиональной медицинской морали.
Независимо от того, на каком континенте работает врач или в какой стране живет пациент, несмотря на существующие временные и пространственные границы между людьми и их культурно-национальные различия, ценности жизни и милосердия принимаются всем человечеством. К прин-
ципиальной особенности профессиональной медицинской морали относится ее универсальный или всеобщий характер. Врачебную мораль можно определить как систему обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку.
Если мы обозначим все многообразие врачебного нравственного опыта понятием «биомедицинская этика», то обнаружим, что сегодня она существует в четырех формах и моделях: модели Гиппократа («не навреди»), модели Парацельса («делай добро»), деонтологической модели («соблюдение долга») и в виде биоэтики, которая в свою очередь представлена двумя формами - либеральной и консервативной. Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление и выработку тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.
Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в «Клятве», а также других книгах. Часть врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать «моделью Гиппократа». Совокупность рекомендаций, которые принимает медицинское сообщество, осознавая свою особую включенность в общественную жизнь, составляют принципы, заданные этикой Гиппократа. К ним относятся обязательства перед учителями, коллегами и учениками, гарантии не причинения вреда, оказания помощи, проявление уважения, справедливости, отрицательное отношение к эвтаназии, абортам, отказ от интимных связей с пациентами, забота о пользе больного, врачебной тайне. Основополагающим для модели Гиппократа является принцип «не навреди». В культурно-историческом контексте этики Гиппократа этот принцип фокусирует гражданское кредо врачебного сословия, исходную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в целом и каждым человеком, который доверяет врачу свою жизнь.
Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493-1541 гг.). «Модель Парацельса» - это форма врачебной этики, в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача, учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. Основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», «твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание - это организованное осуществление добра.

Христианская оценка деонтологической модели биоэтики.

Нравственная безупречность соответствия поведения врача определенным этическим нормативам составляет существенную часть медицинской этики, ее деонтологический уровень или «деонто-логическую модель». Термин «деонтология» (от греч. deontos - должное) был введен в медицинскую науку и практику в XIX веке философом И. Бентамом. Деонтологическая модель врачебной этики - это совокупность «должных» правил, соответствующих конкретной области медицинской практики. Основным является принцип «соблюдения долга». Наборы «точно сформулированных правил поведения» разработаны практически для каждой медицинской специальности.
В 60-70-х годах XX века формируется (В. Пот-тер) биоэтика, которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека. Основным моральным принципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа изменяется решение «основной задачи» медицинской этики, а именно об отношении врача и пациента, через участие больного в принятии врачебного решения. Это далеко не «вторичное» участие оформляется в ряд новых моделей взаимоотношения врача и пациента (информационная, совещательная, интерпретационная), каждая из которых является своеобразной формой защиты прав и достоинства человека.
Конфликт «прав», «принципов», «ценностей», а по сути - человеческих жизней и судеб культуры - реальность современного общества. Конкретной формой разрешения возможных противоречий в области биомедицины являются биоэтические общественные организации (этические комитеты). В Республике Беларусь их деятельность базируется на принятых Кодексе врачебной этики, 1999 и Кодексе профессиональной этики медицинских сестер, 2001.
Таким образом, исторический и логический анализ позволяет считать современной формой профессиональной этики биомедицинскую этику, основанную на всех четырех исторических моделям (модели Гиппократа, Парацельса, Бентама и Пот-тера). Биомедицинское знание и практика сегодня, как и в предшествующие эпохи, неразрывно связаны с этическим знанием, христианскими традициями, а связь научности и нравственности - является главным условием прогресса цивилизации и медицины.

Источники

1. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. - М.,
1998. - 201 с.
2. Эльштейн Н.В. Диалоги о медицине. - Талин, 1983. - 224 с.

Все материалы в данном разделе не являются готовыми научными работами и носят сугубо ознакомительный характер для студентов Духовных Учебных Заведений. Если вы хотите получить готовую научную работу по богословию, тогда вам нужно заказать ее на моем сайте.
ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ ДЛЯ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ

Заказать сочинение для Духовной Академии и Семинарии

Сайт для заказов сочинений и курсовых работ для студентов Духовных Семинарий, Духовных Академий, Богословских Институтов, Богословских Университетов.

Пишу такие виды работ: контрольные, рефераты, эссе, сочинения, курсовые работы, доклады, проповеди, ответы на экзаменационные вопросы, научные записки. Мой опыт в написании научных работ по православному богословию, поможет вам, успешно пройти обучение в духовном учебном заведении.

Рейтинг 4.95 из 5, Отзывов 929, Голосов 929 - перейти

Контакты

+3 8073 307 54 90